Источник:
Robert Michael / dpa/picture-alliance / ТАСС
Миллиардер из Петербурга Андрей Катков после того, как Эстония лишила его вида на жительство, рассказал «Фонтанке», где русским сейчас можно вести бизнес в Европе, как получить вид на жительство в обмен на инвестиции и чего лучше не говорить, когда открываешь свое дело даже в самой дружелюбной стране.
— Насколько отличается ведение бизнеса в Венгрии от куда более привычных для петербуржцев Эстонии или Финляндии?
— Не могу сказать, что особо отличается. Взять ту же Эстонию. Люди там нормальные, а правительство у них и силовые структуры не очень…
— С подозрением к иностранцам?
— Не подозрительно к иностранцам, а с ненавистью к русским. Это однозначно. Повторю, у них люди, бизнесмены нормальные. Есть такой момент, что ж делать.
— А в Венгрии?
— В Венгрии и в других странах можно работать. Но вы же понимаете. Если вы производите какие-то товары и их продаете, то кто-то у вас спокойно будет их покупать. А кто-то решит, что у русских покупать не будет. Я уверен, что в европейских странах примерно одинаково сейчас. Кто-то равнодушен к тому, что вы русский, а кто-то относится с подозрением.
— Если бы вы сейчас давали советы начинающему предпринимателю, который хочет начать бизнес в Венгрии, что бы вы ему посоветовали?
— Сложно сказать, зависит от ситуации. Но я бы однозначно посоветовал ему не афишировать, что он русский. Да, конечно, в Европе встречаются люди, которые нас недолюбливают. Хотя ведь еще лет десять назад такого не было.
— Сколько лет вы развиваете бизнес в Венгрии?
— Полтора года.
— Можно ли о нем рассказать?
— Нет, пока не готов.
— Согласно исследованиям некоторых экспертов в сфере недвижимости, в прошлом году Венгрия была одной из наиболее популярных стран, в которых россияне покупали недвижимость. Как вы считаете, с чем это связано?
— Я не великий специалист по этому вопросу, но, думаю, дело в том, что в Венгрии действует программа по предоставлению вида на жительство, если человек приобретает доли в фондах недвижимости. То есть речь идет о преференциях для людей, которые вкладываются в недвижимость с инвестиционными целями. Как обстоит дело с покупкой домов и квартир, я не знаю.
— То есть вы бы не рассматривали Венгрию как страну, где россияне покупают недвижимость для длительного проживания?
— Потому что выхода к морю у страны нет, Венгрия никогда не считалась популярной страной для туристов. Это хорошая, прекрасная страна, но не самое очевидное место для покупки жилья для отдыха. Все-таки люди, скажем, пенсионного возраста, имеющие деньги, хотят отдыхать в более хорошем климате и на берегу моря. Но это чисто мое мнение.
— Правильно ли я понимаю, что в Эстонии у вас активов не осталось, а в России бизнес развивается?
— Да, в России у нас работает компания «Пеноплэкс» по производству стройматериалов — более серьёзный актив, чем всё остальное. Предприятия холдинга, кстати, размещаются не только в России, но и в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане.
— Как вы считаете, есть ли смысл рассматривать сейчас европейские страны как место для инвестиций с учетом текущей геополитической ситуации?
— Все-таки если инвестировать сейчас, то лучше это делать в России, возможно, также в Казахстане.
— Насколько я помню, у вас также есть актив в сельском хозяйстве — рыбоводное хозяйство «Норд-Ост-Рыбпром» в Карелии.
— Да, это интересный актив, мы рассматриваем возможность его расширения.
— Сейчас же у рыбоводов Карелии сложности из-за жаркого лета.
— Каждый год по-разному, это непредсказуемые вещи. Но бизнес при этом все равно можно и нужно вести.
— Есть ли планы по расширению производства стройматериалов?
— Планы всегда есть. Как же без планов жить?
Андрей Львович Катков родился 11 декабря 1954 года, закончил Ленинградский политехнический институт, потом работал в системе Министерства внешней торговли СССР. В 1987 году оказался в числе топ-менеджеров дочернего предприятия Киришского НПЗ, которое получило эксклюзивное право экспорта нефтепродуктов с завода.
К 1994 году Андрей Катков с партнерами стал совладельцем «Киришинефтехимэкспорта» — приватизированного экспортного подразделения Киришского НПЗ. Его партнеры по этому бизнесу также стали соучредителями банка «Россия» и ряда других предприятий.
В 1998 году Андрей Катков с партнерами запустил в Киришах «Пеноплэкс» — предприятие по выпуску полистирола, которое стало одним из крупнейших в стране поставщиков теплоизоляционных материалов. Примерно в то же время он на паях с Геннадием Тимченко учредил клуб дзюдо «Явара-Нева», гендиректором которого стал Аркадий Ротенберг.
Помимо экспорта и переработки нефтепродуктов Андрей Катков занимался транспортным бизнесом, деревообработкой, промышленным строительством, пищевой индустрией.
До недавнего времени у Андрея Каткова также были активы в Эстонии. Он вместе с Евгением Маловым выступал совладельцем порта в Силламяэ. Весной этого года Катков и Малов продали свои доли (по 25% каждый) в порту бывшему министру транспорта Эстонии Тийту Вяхи. При этом компания Famer Holding OÜ, которой руководит сын предпринимателя Глеб Катков, продолжает управлять двумя гостиничными комплексами в Нарве-Йыэсуу. В конце лета 2025 года эстонские власти лишили Андрея Каткова вида на жительство. Департамент полиции и пограничной охраны Эстонии пояснил: такое решение связано с тем, что предприниматель «не обосновался» в Эстонии. Формально Андрей Катков не занимал должности в оперативном менеджменте своих компаний, лишь входил в их совет директоров.








